Причины возникновения вросшего ногтя на ноге

Вросший ноготь или онихокриптоз — это патологическое состояние, при котором пластина врастает в боковые мягкие ткани. На ранней стадии лечение проводят консервативными методами. В тяжелых случаях потребуется хирургическое вмешательство.

Почему врастает ноготь

Причинами онихокриптоза могут быть внешние и внутренние факторы. Часто проблема передается по наследству — ногтевая пластина врастает из-за особой анатомической формы пальцев.

Основные причины онихокриптоза:

• вальгусная деформация стопы;
  • плоскостопие;
  • варикозное расширение вен, сахарный диабет, другие болезни, при которых нарушается кровообращение, отекают ноги и пальцы стоп;
  • грибковые, бактериальные инфекции — пластина утолщается, деформируется, крошится, повреждает мягкие ткани;
  • узкая обувь, туфли, подобранные не по размеру, обувь без задника, на очень высоком каблуке или плоской подошве;
  • неправильное проведение педикюра — ногтевую пластину подстригают коротко, закругляют боковые края;
  • травмы ступни;
  • чрезмерные физические нагрузки;
  • избыточная масса тела;
  • беременность и другие гормональные перестройки в организме.

Людям, которые относятся к группе риска, необходимо регулярно посещать подолога. Онихокриптоз легче предотвратить, чем лечить.

Как проявляется патология

При онихокриптозе уголки ногтевой пластины упираются, а затем начинают врастать в мягкие ткани. Первые симптомы — боль вокруг ногтя, чаще всего страдает первый палец. Затем ногтевой валик краснеет, отекает, выделяется гной, болевой синдром усиливается, кожа становится горячей на ощупь.

Характерные проявления:

• боль в пальце, усиливается при длительной ходьбе;
  • отек и выраженное покраснение околоногтевого валика;
  • из-под ногтевой пластины начинает выделяться гной, кожа становится горячей на ощупь;
  • соединительная ткань выступает из раны, внешне похожа на сырое мясо.

В зависимости от выраженности клинических проявлений выделяют 3 стадии болезни:

1. Первая или легка. Покраснение и отек валика выражены умеренно. Внешних изменений пластины нет. Болевой синдром возникает при длительной ходьбе.
  2. Вторая или умеренная. Наблюдаются проявления воспалительного процесса — околоногтевой валик горячий на ощупь, пульсирует, выделяется гной, кожа сильно натянута, красная. Ногтевая пластина тускнеет, утолщается.
  3. Третья или тяжелая. Сильная отечность усугубляет врастание ногтя, в воспаленных участках наблюдается гипергрануляция, увеличивается количество патологических выделений. Фаланга пальца увеличивается в размере, ноготь ломкий, отходит от ложа. Кожа вокруг рыхлая, по виду похожа на мясо.

Методы диагностики

Если начал врастать ноготь, следует обратиться к подологу. Врач проведет визуальный осмотр, соберет анамнез, проанализирует жалобы пациента.

Для уточнения диагноза назначают:

• клинический анализ крови — назначают при наличии признаков осложнений, для определения тяжести воспаления;
  • анализ крови на сахар — при наличии признаков сахарного диабета;
  • бакпосев патологического отделяемого из-под ногтя — назначают для выявления типа патогенного микроорганизма;
  • рентгенография стопы — необходим, чтобы выявить особенности строения, наличие воспаления костной ткани.

Методы подологического лечения

Подолог — врач, который занимается лечение различных патологий стопы, ногтей. Специалист подберет эффективный метод терапии с учетом индивидуальных особенностей пациента и специфики болезни.

К безоперационным методам терапии при вросшем ногте относят:

1. Аппаратный педикюр. Бескровная, эффективная процедура, которая помогает исправить рост пластины на ранней стадии развития онихокриптоза.
  2. Тампонирование. Валик и пластину разделяют тонкой пластиной, которая препятствует врастанию.
  3. Медикаментозное лечение. Пораженные области обрабатывают противовоспалительными, антибактериальными мазями, накладывают стерильные повязки.
  4. Применение корректирующих изделий. Но проблемный ноготь устанавливают скобу или пластину, которую делают по индивидуальному слепку. Пластина приподнимается, перестает давить на валик.

Если онихокриптоз в запущенной стадии, потребуется помощь хирурга. Резекцию и полное удаление ногтя проводят редко, когда другие методы лечения не помогают. Самый безопасный способ — лазерная терапия. При помощи лазера можно безболезненно удалить часть или всю пластину, гипергрануляцию.

Что будет, если не лечить онихокриптоз

В запущенных случаях на фоне онихокриптоза развиваются различные осложнения:

• остеомиелит — воспаление костной ткани;
  • абсцесс — ограниченный гнойник, для удаления которого потребуется оперативное вмешательство;
  • воспаление лимфатических сосудов в острой или хронической форме — инфекция распространяется по всей лимфатической системе, для лечения назначают антибактериальные препараты;
  • гангрена — жизнеспособные ткани отмирают, развиваются необратимые изменения, требуется ампутация.

Опасные осложнения чаще всего развиваются при ослабленном иммунитете, сахарном диабете, болезнях сосудов, лишнем весе, у пожилых людей.

Чтобы избежать врастания ногтя, нужно носить удобную обувь по размеру, лучше выбирать модели с широким носком, на каблуке 3-5 см. Важно регулярно и правильно делать педикюр, желательно доверить процесс опытному мастеру или профильному специалисту. Необходимо вовремя лечить плоскостопие, деформацию пальцев и другие патологии, которые могут стать причиной онихокриптоза.

Если вас беспокоит боль в пальце, изменения цвета, формы, структуры ногтя, обратитесь в наш кабинет подологии. Опытные специалисты проведут осмотр и обследование для определения причин дискомфорта, подберут эффективную терапию. Записаться на прием вы можете по телефону или заполните форму для обратной связи на странице.