Принципы лечения диабетической стопы

При сахарном диабете разрушаются периферические нервные окончания, нарушается чувствительность. Пациент не чувствует боли, поэтому не замечает травмы, ожоги и обморожения. Повреждения на коже долго не заживают, в них активно размножаются патогенные микроорганизмы, образуются гнойные раны. Эта группа осложнений на фоне хронической гипергликемии называется синдромом диабетической стопы, возникает у 8-10% больных с сахарным диабетом. Болезнь опасная, без своевременного лечения может привести к ампутации. В нашем кабинете подолога проводят комплексный уход за стопами у диабетиков, что позволяет снизить риск, вовремя распознать развитие негативных последствий.

Основные сведения о диабетической стопе

Синдром диабетической стопы развивается на фоне повреждения кровеносных сосудов, нарушения кровотока в нижних конечностях. Из-за проблем с микроциркуляцией процесс заживления ран и борьбы с патогенами затруднен. Из-за чего на месте царапин, мозолей и трещин образуются язвы, очаги некроза, гангрена.

Синдром диабетической стопы развивается не у всех людей с сахарным диабетом. К факторам риск относят иммунодефицитные состояния, лишний вес, узкую и неудобную обувь, вредные привычки.

Основные признаки болезни:

• нарушение чувствительности, онемение отдельных участков стопы;
  • частые волдыри, мозоли, долго незаживающие раны;
  • отечность голеностопа;
  • выпадение волос на ногах;
  • изменение походки;
  • сухость, бледность или покраснение кожи ступней.

При появлении тревожных признаков необходимо записаться на прием к подологу. Врач проведет осмотр, аппаратную чистку кожи стоп, назначит лечение или направит к узким специалистам. Заниматься самолечением, игнорировать симптомы заболевания опасно для жизни.

Тактика лечения диабетической стопы зависит от стадии болезни. На начальном этапе применяют консервативные методы, при запущенной форме потребуется хирургическое вмешательство.

Основные принципы лечения синдрома диабетической стопы

Чтобы устранить проявления болезни, требуется комплексный подход. Основные лечебные мероприятия — диетотерапия, нормализация показателей глюкозы, холестерина, артериального давления. Обязательно нужно устранить причины развития патологии, восстановить функции сосудов и нервных окончаний.

Консервативные методы лечения

При синдроме диабетической стопы назначают препараты для нормализации обменных процессов, купирования симптомов болезни, восстановления чувствительности.

Препараты для медикаментозного лечения СДС:

• альфа-липоевая кислота — способствует улучшению кровообращения, восстановлению кожи, выводит свободные радикалы, помогает купировать основные проявления болезни;
  • витамины группы B — необходимы для нормальной работы нервной системы, восстановления нервных волокон;
  • противосудорожные препараты — купируют боль при нейропатической форме болезни, судороги;
  • антидепрессанты;
  • гипотензивные препараты, статины;
  • средства для восстановления микроциркуляции крови в сосудах нижних конечностей;
  • антиагреганты — назначают для профилактики тромбоза;
  • антибиотики;
  • противомикозные препараты.

Физиотерапия, массаж и гимнастика

Физиотерапевтические процедуры назначают на стадии реабилитации. Эффективные методы при диабетической стопе:

• магнитотерапия — улучшает местный иммунитет, улучшает питание тканей кислородом, укрепляет стенки сосудов, оказывает обезболивающее действие;
  • фонофорез — активизирует регенерацию, купирует воспаление и болевой синдром;
  • амплипульстерапия — восстанавливает кровообращение, питание тканей;
  • фототерапия — ускоряет процесс заживления язв;
  • УВЧ — улучшает кровоток, купирует проявления воспалительного процесса.

Массаж назначают при начальной стадии синдрома диабетической стопы. Регулярные процедуры помогают улучшить кровообращение, улучшить питание тканей кислородом, уменьшить болевой синдром. Дополнительно специалист применяет лекарственные препараты для усиления терапевтического действия.

Лечебная физкультура необходима для улучшения работы сосудов, микроциркуляции.

Несколько простых упражнений:

1. Лежа на спине поднять ноги вертикально, согнуть в коленях. Выполнять круговые движения по 15 раз по часовой и против часовой стрелки.
  2. В положении лежа на спине поднять ноги, попытаться свести стопы вместе. Опустить ступни на пол, выполнить 15 повторов.
  3. Поднять прямые ноги, подержать 2-3 минуты. Сесть на стул, ноги должны свободно свисать.

Гимнастику нужно выполнять 3-4 раза в неделю. Непосредственно перед тренировкой нельзя вводить инсулин. За 1-15 минут до занятий съесть фрукт. Заниматься можно, если показатели сахара не более 15 ммоль/л, артериальное давление не выше 140/90, пульс — до 80 ударов в минуту.

Хирургические методы лечения

Оперативное вмешательство необходимо при ознобе, повышенной температуре тела, быстро прогрессирующей инфекции, наличии очагов некроза, развитии гангрены.

Чтобы нормализовать кровообращение, остановить процесс отмирания тканей проводят операции на сосудах. При ишемической форме СДС применяют стентирование, шунтирование, атерилизацию вен и другие методы. В запущенных случаях требуется ампутация.

При выявлении язв, гнойных поражения отмершие ткани удаляют скальпелем. Иссекают участки с гиперкератозом для снижения давления на проблемные области. Язвы, гнойники при синдроме диабетической стопы можно промывать физраствором, Хлоргексидном, Мирамистином. После промывания накладывают стерильную повязку, под которую наносят средства с антибактериальным, ранозаживляющим действием.

Чтобы ускорить процесс заживления язв, необходимо разгрузить стопу в пораженной области. Для этого применяют полимерные повязки, специальные приспособления.

В нашем кабинете подологии в Москве подологи и подиатры проводят консервативное лечение синдрома диабетической стопы. Специалисты применяют эффективные препараты и методики для устранения признаков болезни, предотвращения развития осложнений, улучшения качества жизни пациента. Врач обязательно делает лечебный педикюр для удаления ороговевших участков, устранения деформации ногтевой пластины. При выявлении микоза назначает необходимое лечение.

Вы можете записаться на прием к подологу по телефону или заполнить форму на странице для обратного звонка. У нас разумные цены на услуги, предусмотрены скидки для постоянных клиентов.