Диабетическая стопа: симптомы, причины и методы лечения

Синдром диабетической стопы — патологическое состояние, которое диагностируют у каждого второго пациента с сахарным диабетом. СДС (диабетическая стопа) сопровождается поражением различных слоев дермы, костных структур, нервных окончаний на ступнях. Без своевременной терапии потребуется ампутация. Для предотвращения развития негативных последствий необходимо регулярно делать медицинский педикюр, правильно ухаживать за стопами. Все необходимые процедуры проводят в нашем кабинете подологии.

Механизм развития

СДС — осложнение сахарного диабета 1,2 типа. Проблеме возникает не сразу, из-за снижения чувствительности многие пациенты могут не заметить опасные симптомы.

Этапы развития:

• уменьшается выработка инсулина, повышается концентрация глюкозы в крови;
  • нарушается процесс обмена жиров, углеводов;
  • формируются атеросклеротические бляшки, которые оседают на стенках сосудов;
  • из-за тромбов нарушается кровоснабжение ног;
  • ткани страдают от дефицита кислорода, питательных веществ, образуются очаги некроза, трофические язвы.
  • разрушаются нервные окончания.

Для выявления проявлений синдрома диабетической стопы на раннем этапе диабетикам необходимо регулярно посещать подолога.

К провоцирующим факторам развития синдрома диабетической стопы относят:

• выбор неправильной обуви — при неравномерном распределении нагрузки на ступни, сдавливании, трении образуются локальные очаги с отмершими тканями, инфильтраты;
  • лишний вес — возрастает нагрузка на ступни;
  • разрастание эпидермиса при нарушении процессов обмена — под мозолью нарушается микроциркуляция, начинают отмирать ткани;
  • царапины, порезы, укусы насекомых — у пациентов с сахарным диабетом даже незначительные ранки заживают долго, присоединяются вторичные бактериальные инфекции, образуются язвы;
  • уменьшение диаметра, нарушение проходимости магистральных артерий — из-за нарушения кровотока увеличиваются размеры участков с отмершими тканями, развивается гангрена;
  • несоблюдение правил гигиены.

Курение, злоупотребление алкоголем, преклонный возраст, врожденная или приобретенная деформация ступней — все эти факторы увеличивают риск развития, прогрессирования диабетической стопы.

Классификация патологии

В зависимости от преобладающих клинических проявлений выделяют 3 вида СДС:

1. Нейропатическая. Наблюдается потеря чувствительности, пациент не чувствует боли даже при сильных изъязвлениях кожи. Чаще всего возникает через несколько лет после выявления сахарного диабета, осложнения развиваются поздно. Цвет и температура кожных покрово без изменений, периферический пульс прощупывается.
  2. Ишемическая. Болевой синдром сильный и постоянный, кожные покровы бледные, холодные на ощупь. Периферическая чувствительность не нарушена. Дополнительные проявления — артериальная гипертензия, нарушение липидного обмена.
  3. Смешанная. Встречается чаще всего, наблюдаются признаки нарушения кровотока и нервной проводимости.

Симптомы и стадии развития

К основным признакам синдрома диабетической стопы относят появление различных неприятных ощущений в стопах — онемение, жжение, ощущение ползающих мурашек, зуд. зябкость, сильная отечность в области ступни и голеностопа. Дополнительно наблюдается выпадения волос в нижней части ног, стопы сильно потеют и неприятно пахнут. Меняется цвет кожных покровов, они становятся красными, синюшными, бледными. Ногтевая пластина утолщается, расслаивается, приобретает черный, синий, желтый цвет.

При синдроме диабетической стопы нарушаются все разновидности чувствительности, поэтому у диабетиков часто бывают ожоги или обморожение ступней. Часто болят стопы после нагрузок или в состоянии покоя. Кожа ступней истончается, сильно шелушится, по температуре отличается от здоровых тканей. Даже незначительные царапины заживают долго, после заживления формируются коричневые рубцы.

Образуются трофические язвы, преимущественно на пальцах, подошве в местах наибольшего давления. Беспокоят судороги в икроножных мышцах, появляются мелкие пузырьки, наполненные прозрачной жидкостью.

Для определения степени тяжести патологического процесса применяют классификацию Вагнера:

1. 0 стадия — наблюдается артропатия из-за изменений в костных тканях стопы;
  2. I — появляются изъязвления на кожных покровах;
  3. II — язвы становятся глубже до костей и сухожилий, начинают отмирать ткани во всех слоях эпидермиса;
  4. III — развивается абсцесс, воспаляются костные ткани;
  5. IV — в дистальных зонах образуется гангрена;
  6. V — гангрена распространяется на всю ступею и голень.

Диагностика и методы подологического лечения

Диагноз СДС ставят на основании осмотра и анализа анамнеза пациента. Проводят дифференциальную диагностику для выявления нейропатической и ишемической формы патологии.

Лечением синдрома диабетической стопы занимаются хирурги, подиатры, дерматологи, ортопеды, неврологи. В терапии требуется комплексный подход, нельзя заниматься самолечением, при появлении первых признаков болезни необходимо обратиться к врачу.

Обязательно нужно уменьшить нагрузку на пораженную стопу при помощи ортеза, специальной обуви, повязки или костылей. В медикаментозном лечении применяют инсулинотерапию, ангиопротекторы, антиагреганты, противосудорожные средства, антибиотики, препараты, которые улучшают процессы обмена. Дополнительно назначают физиопроцедуры — магнитотерапия, фонофорез, УВЧ.

В кабинете подологии для лечения стопы диабетика применяют следующие методы — профессиональные гигиенический уход, массаж, лечебный педикюр.

Один из основных методов ухода при синдроме диабетической стопы — медицинский аппаратный педикюр:

• помогает устранить микроповреждения, снизить риск присоединения вторичных бактериальных инфекций;
  • комфортная, безболезненная, эффективная процедура;
  • нет риска травмирования тканей, занесения инфекции.

Подолог обрабатывает стопы, пальцы и межпальцевое пространство, пятки и ногти. После процедуры делает массаж для нормализации кровообращения, предотвращения развития осложнений.

В нашем подологическом кабинете в Москве проводят качественное, эффективное лечение различных заболеваний стоп. Все процедуры соответствуют международным и российским стандартам безопасности. Записаться на прием, узнать перечень и стоимость услуг вы можете по телефону или через форму обратной связи на сайте.